Понимаю, почему «Слова пацана» в РФ постоянно пытаются то запретить, то хотя бы отредактировать (на Украине уже запретили). Дело в том, что история позднего СССР, изображенная в сериале, радикально противоречит официальному эпосу.
Сегодня принято говорить, что в Советском Союзе все дружили народами, сплачивались вокруг великой победы, никакой организованной преступности просто не существовало (это все лихие 90-е), а в пионерлагерях цвело бесконечное лето.
А потом счастливые, но наивные советские люди наслушались Голосов Пиндосии и Эха Рептилоидов, взбесились и продали великую и, казалось бы, нерушимую страну по курсу бигмака.
«Слово пацана» же предельно живописно, а главное точно рисует совсем другую, неказенную картину. И тут мы видим не развитой социализм, а общество в последней стадии разложения, где государственные институты просто парализованы, а их представители воспринимаются либо как откровенные враги, либо как беспомощные идиоты.
Причем, представители государства изображены нарочито по-разному. Есть и отрицательный усатый опер, и положительная симпатичная милиционерша-неформалка. Но ни кнут опера, ни пряник милиционерши не работают. Общество просто в них уже не верит.
Показательно и то, что один из героев идет в банду не потому, что склонен к насилию или уголовщине, а просто, чтобы себя натурально защитить. Банда дает хоть какие-то гарантии личной безопасности и понятия вместо уже не работающих законов.
Потому что идти больше некуда. Даже дома вместо настоящего отца и любящей матери сидит противный мент и полублаженная тетка, натурально лимоновский монстр с вечно заплаканными глазами.
Можно долго спорить о художественной ценности сериала или обличать «романтизацию гопничества». В конце концов, с главной задачей создатели справились. Они показали эпоху такой, какой она на самом деле была, без пропагандистской ретуши и идеологической мишуры.
И ностальгировать тут действительно не по чему.