Основоположник модернизма Кнут Гамсун

Сегодня день рождения восхитительного норвежского писателя Кнута Гамсуна. Основоположник модернизма и лауреат Нобелевской премии запомнился широкой публике двумя вещами: новым литературным методом и оригинальным чувством юмора. Первое — сделало Гамсуна знаменитым на самой заре жизни, второе — чуть не погубило на ее закате.

Уже дебютный роман Гамсуна «Голод» (1890) произвел сенсацию и был принят критикой с неподдельным восторгом. Более того, многие считают, что именно «Голод» и стал первым модернистским произведением вообще. И у этого мнения есть все основания. Книга Гамсуна начисто лишена литературной мишуры в виде живописных описаний или каноничного набора событий, работающих на раскрытие героя. Строго говоря, даже выстраивание сюжетного полотна Гамсуну мало интересно, ведь в центре авторского исследования не что иное, как сама человеческая душа.

Писатель даже не считал «Голод» романом, предпочитая называть свое произведение просто «книгой» или «статьей». Тем более, что основная художественная задача лежала в совершенно иной плоскости: предельно глубоком погружении во внутренний мир героя. И надо сказать, Гамсун ее выполнил совершенно блестяще. «Голод» способен вызвать у читателя не только экзистенциальные переживания, но и буквальное физиологическое чувство. А значит автор добился своей цели, ведь поразить сердце зачастую куда проще, чем желудок.

Менее известными, но от того не менее прекрасными работами Гамсуна стоит признать «Викторию» и «Пана». Это две пронзительные истории о великой любви и смертельной тоске, нежно вплетенные автором в общую эстетическую канву германского романтизма. Нарочитая несложность сюжета в обоих случаях с лихвой компенсируется глубиной проработки внутреннего конфликта и объемом персонажей. Как и в любой хорошей литературе, читателю гамсуновских мелодрам бесконечно лестно ассоциировать себя с главным героем, а свои мелкие переживания наряжать в праздничные одежды высокой трагедии. Так что обязательно читайте, когда непреодолимо захочется красиво пострадать.

Самой масштабной работой Гамсуна без сомнения являются «Плоды земли». За нее норвежских литератор и получил Нобелевскую премию в 1920 году. Формулировка премии звучала так: «За монументальное произведение „Соки земли“ о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям». Понятное дело, что подобная аннотация способна напугать даже самого терпеливого и опытного читателя. Но спешу вас заверить — «Плоды земли» отнюдь не про это. Основная идея романа кропотливо выстраивается вокруг мужчины, целиком и полностью посвятившего себя мечте — построить дом. Сменяются поколения, умирают эпохи, а главный герой продолжает претворять свою мечту в реальность. Это история о человеке действительно длинной воли, воли не к власти, но к жизни. И от гамсуновского человека невозможно отвести глаз.

Гамсун был последовательным апологетом германской культуры и искренне презирал англо-саксонскую цивилизацию. Потому неудивительно, что, как и многие, он поддался смертоносному очарованию нацистов. В 1943-м году заслуженный норвежский писатель вручил свою нобелевскую медаль Геббельсу. Так что в каком-то смысле Геббельс тоже стал нобелевским лауреатом. Правда, впоследствии Гамсун разочаровался в марионеточном режиме Квислинга и открыто критиковал лидера норвежских нацистов. Тем не менее, это не помешало ему написать проникновенный некролог Гитлеру, в котором он назвал основателя Третьего Рейха «борцом за права народов». В этом смысле какому-нибудь Лукашенке действительно не повезло, ведь некролог ему напишет разве что Алексиевич.

Даже вне контекста политики, книги Гамсуна не могут не завораживать свой подлинной красотой. А поклонники модернизма при их прочтении получат не только истинное эстетическое удовольствие, но и серьезную почву для размышлений. Порой, не очень приятных, но почти всегда величественных.