Сегодня полвека, как с нами нет беспрецедентно честного человека, писавшего книги завораживающей красоты. Ровно 50 лет назад Юкио Мисима совершил харакири после неудачной попытки государственного переворота. Ницше призывал писать кровью, ведь кровь есть дух. Мисима воплотил этот танатический призыв в жизнь.
Сам Мисима любил повторять, что многие писатели пишут о женщинах, потому что у них проблемы с женщинами. Он же не мог не писать о смерти, потому что бы иначе начал убивать прохожих. К счастью, убийствами прохожих занялся кто-то другой, а мир получил изумительного писателя и драматурга.
Смерть и любовь — это, безусловно, магистральные темы творчества Мисимы. В плане их раскрытия японский писатель противоположен доктринальному фрейдизму, при чем не столько логически, сколько эстетически. В этом смысле особняком в его творчестве стоит «Золотой Храм», основным нарративом которого стала титаническая борьба личности со своей любовью как главной формой зависимости. А настоящая свобода — это исключительный отказ от зависимости, говорит Мисима и сжигает свой золотой храм.
Не менее важной проблемой для Мисимы является тема долга. Причем он ее рассматривает далеко не в юнгеровском смысле. Мисимовский долг в первую очередь придает жизни необходимую остроту и внутреннюю завершенность, обвивая древо судьбы плющом настоящей любви. Вдумчивые читатели культового рассказа «Патриотизм» не дадут соврать.
Конечно, особенно россиян волнует гомосексусальная сторона произведений Мисимы. Однако я вас уверяю, что если бы актуальные педерасты хотя бы чуточку походили на героев японского литератора, то ЛГБТ уже давно бы захватили мир. Однако этого не произойдет никогда, да и в мисимовской «Исповеди маски» — гомосексуальность главного героя не более чем художественный прием.
Безусловно, с таким набором добродетелей Мисима просто не мог не симпатизировать идеологиям эпохи модерна, времени не титанов, но богов. Потому совсем не удивительно, что его авторству принадлежит пьеса с трогательным названием «Мой друг Гитлер». Правда, если вы прочтете ее внимательно, то поймете, что из Гитлера вышел очень хуевый друг.
Уже полвека с нами нет Юкио Мисимы. Он исполнил свой долг, подарив нам смерть и любовь. И дописывая эти строки, я вижу как во мраке московской ночи сверкает мой золотой храм.