Народный писатель

Сегодня 60 лет русскому писателю Виктору Пелевину. Этот таинственный мистификатор, умелый деконструктор и кропотливый исследователь поп-культуры давно стал частью актуальной русской матрицы. Наша современная культура невозможна без Пелевина — он теперь в каждом из нас. Как в хорошем, так и в плохом смысле слова.

Интересно, что как и Сорокин, Пелевин начинал с деконструкции советского мифа. Дебютный роман «Омон Ра» бесконечно талантливо сводит масштабы советской космической программы до маленькой заплеванной каморки с грязным стаканом на столе. Потому что космическая программа не является частью актуальной реальности советского человека, а вот стакан портвейна не только является, но и во многом ее определяет.

Важная литературная способность Пелевина 90-х — это способность меняться. Экспериментировать не только с формой, но и с темой. Теперь к советской мифологии добавляется восточный мистицизм. Так появляется на свет «Чапаев и Пустота». Наверное, без тени иронии, самое глубокое произведение Пелевина.

Вообще экзотический дзен-буддизм и обильные аллюзии на Кастанеду надолго станут визитной карточкой писателя. Кто-то из пелевинских читателей (например, я) назовет этот стиль «буддизмом для офис-менеджеров», а кто-то для себя откроет какую-нибудь загадочную, но непреложную истину. Как говорится, jedem das Seine.

Впрочем, «Generation П», вышедший на излете 90-х, не просто смог передать дух уходящей эпохи, но и очень точно ее отрефлексировать. Ведь чтобы проникнуться духом эпохи, достаточно посмотреть записи передачи «Взгляд» на «Ютубе» в растянутых батиных трениках. Книги тут читать совсем ни к чему.

После «Generation П» Пелевин стал по-настоящему массовым, если не народным писателем. Во многом поэтому нулевые (и отчасти десятые) писатель посвящает исследованию поп-культурных феноменов (например, «Empire V»), постепенно сам превращаясь в поп-культурный феномен.

Пелевин 10-х (да и начала 20-х) — это во многом Вуди Аллен из мира русской литературы, штампующий как на конвейере по книге/фильму в год. Впрочем, любим мы его не за это. Ведь поп-литератор — это совсем не диагноз и точно не оскорбление. Да и с массовой культурой у нас не то чтобы все блестяще. Есть Пелевин и была группа «Тату».

Так что давайте поблагодарим Виктора Олеговича за все. Из своей каморки за стаканом портвейна и в мечтах о далекой Луне.