В актуальной российской музыке больше всего утомляет железная привязка к новостной повестке и информационным трендам. Например, всеми любимая группа «Айспик» недавно выпустила клип «Плак-плак». В клипе предельно образно и красноречиво отработана тема домашнего насилия. Без лишней жесткости и неоднозначного символизма. Основной месседж трека проговаривается буквально и не допускает двойного толкования:
«Мама говорила мне: „Слушайся мужа“
Я не послушна, я делаю хуже
Делаю не так, как наказывал папа,
Вместо звезды, я хватаю гранату»
Главную (и в общем-то единственную) причину домашнего насилия «Айспик» видят в патриархальном воспитании. Далее группа последовательно следует в фарватере феминистского дискурса, не выходя за берега и не заплывая за буйки. Клип «Плак-плак» — это не более чем просто яркая визуализация на понятную тему. Все предыдущее творчество «Айспик» в смысловом плане тоже упрямо рифмуется с новостной повесткой: митинги, менты, милитаризм…
При этом если «Айспик» заморачиваются с визуальными решениями, то не менее популярная группа «Порнофильмы» просто декламирует лозунги без всякой художественной обработки и даже попытки осмысления. Вот каноничный пример:
«Словно свастика русского мира,
Как пожары в сибирских лесах,
Срок для честных ребят из Пензы и Питера,
Набитый детьми автозак
Или с ящиков врущая нечисть,
228 и шмон в 5 утра
Как омоновец, храбро калечащий женщин,
Как декабрь, январь и февраль —
Это точно пройдёт»
По сути это не более, чем просто пересказ колонки из условной «Новой газеты», текст которой спрессован до уровня компоста. Плохой «русский мир», хорошие ребята из «Сети». И совершенно не важно, что русский мир — это нечто большее, чем второй оперативный полк, а «честные ребята из Пензы» на деле прикапывают в лесу других честных ребят. Лозунги из новостей требуют звучной декламации, а не вдумчивой рефлексии.
Можно перечислять еще массу групп, переквалифицировавшихся из музыкантов в новостников, но тут скорее любопытна сама тенденция, а не точное число ее последователей. Музыкант на излете «десятых» превратился в трансформаторную будку для новостной ленты, и эта метаморфоза обеспечила ему мгновенный и осязаемый успех.
Однако настоящее искусство должно работать на вечность, а не на тренды. В противном случае, как говорил Гуф, «это просто новости». Правда, группа «Центр» рассказывала их про себя, а не рифмовала заголовки «Медузы» с репортажами «Дождя». Во многом поэтому даже ебаный Гуф, несмотря на все собянинские бургеры, нелепые передозы и тупые извинения, к этой самой вечности куда ближе, чем условные «Айспик» и «Порнофильмы». Ведь за словом должна стоять если не личность, то хотя бы просто живая душа, а не агрегатор «Яндекс.Новости».