Намедни посмотрел «Анатомию падения» — каннский лауреат прошлого года. И это действительно очень умное и даже вечное кино, магистральная идея которого будет актуальна примерно всегда.
Надо сказать, что я очень долго откладывал. Мне казалось, что фестивальный бестселлер на 2,5 часа просто обречен быть унылой фемпроповедью про домашнее насилие и прочие ужасы патриархата.
На деле все оказалось гораздо пристойнее. В фильме не слышится даже эха повестки. Скорее автор ведет серьезный взрослый разговор о недоступности истины и призрачности правды.
В общем история такая. К известной писательнице приезжает брать интервью студентка, они ведут милый отстраненный разговор, но вдруг врубается громкая музыка, и разговаривать становится совершенно невозможно.
Это хулиганит муж главной героини, который сухарится на чердаке. Супруг сам хочет стать известным писателем, но у него ничего толком не выходит, потому и бесится.
У пары есть еще полуслепой мальчик. Он выходит вместе с собакой на прогулку, студентка уезжает, жена с мужем остаются в доме вдвоем. Когда мальчик возвращается, то внезапно обнаруживает труп отца на снегу.
Ну, а дальше начинается расследование. Версия защиты: мужик суициднулся, выпрыгнув из окна. Версия обвинения: женушка тюкнула супруга чем-то тяжелым по башке и выкинула труп на улицу.
На каждом повороте сюжета мы узнаем что-то новое о семье, а все грязное белье выворачивается наружу. Но вот незадача — все новые подробности можно трактовать в любую сторону, а прямых доказательств просто не существует.
В этом фильме вообще не места истине как таковой, а его героям (да и зрителю) предлагается просто выбрать ту версию, которая им больше нравится (что и делает сын в конце судебного процесса).
«Анатомия падения» — это восхитительно тонкое кино о хрупкости правды. Ведь реальная жизнь часто сложна и неоднозначна.
Порой нам это просто нужно принять. Принять и наконец успокоиться.