Сегодня день смерти русского поэта и музыканта Александра Башлачева. С тех пор уже тысячу раз обсудили и весь трагизм жизни СашБаша, и магию его гибели, многократно напророчили «время и колокольчиков», но в конце так не поняли, что обрел — обнял летящий Башлачев.
Потому я сегодня хочу поговорить немного о другом. Наверное, в наши сумрачные дни самый актуальный его трек — «Грибоедовский вальс». Сюжет песни незамысловат, но, думаю, метафора будет почти всем понятна.
В отдаленном совхозе «Победа» жил водовоз Грибоедов Степан. И в общем-то все у водовоза было неплохо, но совсем уж серо, буднично и прозаично. До того момента пока лирический герой не повстречал своего Мефистофеля — «выдающегося гиптотизера». И «мгновенно он был поражен гипнотическим опытным взглядом, словно финским точеным ножом».
И тут наш водовоз внезапно решил, что он больше не Степка. Теперь он Наполеон! Дальше началась не жизнь, а сказка: небо Аустерлица, молитвы незнакомым французским богам и, конечно, поверженный враг. После этого вернуться в реальность совхоза «Победа» и смириться с жизнью водовоза лирический герой так и не смог. Надел императорский серый сюртук и в нем повесился.
Так объективная реальность рано или поздно ломает каждого, кто пытается прожить яркую, громкую, но чью-то чужую жизнь. Все-таки нужно вовремя выходить из образа, если ты на самом деле нормальный обычный Степка, а никакой не Наполеон.
А лучше и вовсе избегать встреч с «выдающимися гипнотизерами». Как показывает новостная лента, такие встречи рано или поздно заканчиваются в петле.