Выгул ослов

Кажется, я вам рассказывал про «правило Антона Долина»? Удивительно, но до сих пор действует безотказно. Любой фильм, который нахваливает Долин, всегда оказывается конъюнктурной пластмассой. А если Долин захлебывается от восторга, то кино — катастрофа библейских масштабов.

И, наоборот, если российский кинокритик негодует, то к фильму нужно присмотреться, посмотреть, а потом еще и пересмотреть. Наверняка, это замечательное произведение искусства. Допустим, Долин перманентно ругает Ноэ и Рефна, а как по мне — это лучшие режиссеры современности (не считая корейцев).

Вообще прикольно осознавать, что где-то в мире живет чувак, вкусы и пристрастия которого строго геометрически противоположны твоим. Причем во всем. Даже в политике.

Посмотрел намедни «Банши Инишерина» Мартина Макдоны (это который «Залечь на дно в Брюгге» и «Три билборда). Ради своей новой работы Макдона даже воскресил дуэт Брендона Глисона и Коллина Фаррелла.

Сюжет предельно лаконичен. На глухом острове у берегов Ирландии живут два друга. Живется там скучно и безотрадно, потому с 2 часов дня они начинают накатывать в местном пабе.

Вдруг на пустом месте между друзьями-собутыльниками возникает конфликт (то есть буквально на пустом месте). А фоном на большой земле, в Ирландии, идет Гражданская война (между католиками и протестантами). Сути войны никто из героев не понимает, только злобный коп готовится ехать всех казнить и карать (ну потому что просто злой, копы ведь все такие).

Неизъяснимый конфликт Глисона и Фаррелла тоже приводит к самым неприятным последствиям. Но до них зрителю еще нужно дожить, вытерпев больше часа выгула коров, ослов, бессмысленных диалогов и ирландского фолка.

Несмотря на невероятную претенциозность повествования, общая идея по-подростковому инфантильна. Очевидно, что конфликт героев — это и есть метафора Гражданской войны. Видимо, по мнению Макдоны, гражданские войны возникают просто так. Вместо того, чтобы накатывать «Гиннесс» в баре, мужики начинают внезапно поджигать друг другу дома. И рациональных объяснений этому нет. Наверное, просто надоело коров пасти, а война — это форма борьбы за трезвость.

«Банши» в этом смысле очень точно отражает тенденции актуальный культуры, которая на сложные вопросы современности отвечает детским лепетом. Причем дадаисткого уровня. И если условный Тристан Тцара просто эффектно прикалывался, то тут серьезные дядьки и тетки вроде Макдоны неиронично так считают. И еще нам пытаются продать свой детский лепет как настоящее откровение.

Говорят, что из постмодерна выхода нет. Но боюсь, все куда страшнее. Выхода нет из тотального «Гарри Поттера», опутавшего веригами инфантилизма современную культуру. И снять это проклятие сможет если не война, то хотя бы культурный террор.

И правило Антона Долина: «Лучший фильм конкурса Венеции. Лучший фильм Мартина Макдоны. Фильм, которым запомнится этот год».