Игра до конца

Давайте отвлечемся от мрачных новостей и поговорим, например, о подростковом кино. Я тут на новогодних праздниках пересмотрел «Джуманджи». И это удивильно умный и хороший фильм.

В эпоху германского Просвещения еще в конце XVIII-го века зародился целый жанр «роман воспитания» (Bildungsroman). Его родоначальником был сам Гете. Магистральной темой Bildungsroman является зарождение и становление личности, духовное рождение человека как следствие разрешения внутреннего конфликта или преодоления внешних обстоятельств.

В каком-то смысле сюжет «Джуманджи» — это чистый Bildungsroman. Для того, чтобы стать полноценной личностью, подростку нужно пройти ряд тяжелых и небанальных испытаний. Пускай и в игровой форме.

Чтобы победить в «Джуманджи», нужно научиться смотреть страху прямо в лицо. Ведь каждое испытание в игре — это метафора детского страха (гигантские насекомые, дикие звери, наводнения, в конце концов, ебанутый дядька с ружьем).

Отказ от игры ведет к не самым приятным последствиям: застрять в джунглях на 20 с чем-то лет (метафора вечного детства), стать поехавшим экстрасенсом (неполноценным взрослым). Ведь если не преодолеть свой детский страх, то он будет преследовать тебя всю жизнь. Обмануть «Джуманджи» тоже не получится — превратишься в мартышку.

В общем удивительно умный и хороший фильм, который в легкой и доступной форме учит детей быть смелыми и честными. И играть до конца.

P. S. Речь, конечно, только о первой части с Робином Уильямсом и юной Кирстен Данст. Все остальные части — невообразимая хуета, эксплуатирующая успех первой.