ПОПАЛИ В ПЕРЕДЕЛКУ

Я человек, который дерзает писать о «контркультуре» и при этом никогда в жизни не читал Берроуза. Вчера вечером я решил исправить это недоразумение и пошел в один известный книжный магазин. Как всегда просто взять книгу и уйти не получилось. Я завис между шкафами с литературой и вдруг увидел целую полку с Селином. Это мой любимый иностранный автор и ближе его авторского голоса для меня может быть только голос Розанова. Среди других книг я к своей радости приметил «Попали в переделку», вспомнил, о чем там написано, и с довольным видом заулыбался. Об этой книге я бы и хотел поговорить сегодня.

Мне очень трудно, но я постараюсь говорить о Селине максимально критично. «Попали в переделку» вышла в очень интересный для родины Селина год. Книга была представлена широкой публике в феврале 1941 года, когда Франция уже была оккупирована Райхом. Как можно сформулировать тему книги? Это такой монолог, посвященный французской внешней политике, пользе немецкой оккупации, вопросам расы, социального неравенства и школьного воспитания. Особое внимание уделено еврейскому вопросу. Наговорил Селин столько, что в 1944 году ему пришлось срочно бежать из оккупированной союзниками Франции в Германию и скрываться от расправы, ведь за ним закрепилась громкая слава коллаборациониста и антисемита.

Рискну предположить, что найдется немало людей, кого оттолкнет эта книга. Я встречал очень образованных и начитанных людей с художественным вкусом, которых буквально воротило от творчества Селина. Тому есть несколько объективных причин. Прежде всего — ОЧЕНЬ своеобразный авторский язык. Когда мы читаем «Попали в переделку», то имеем дело с повествованием без сюжета и структуры. Автор постоянно перескакивает с одного предмета на другой. Люди и события сменяют друг друга в грохочущем калейдоскопе. С каждой страницы книги сочится просто лютый, пещерный, чудовищный антисемитизм (возмутительно!). Иногда Селин обрывает повествование и просто начинает орать и класть хуями все подряд: Францию, евреев, немцев, бога, богатых, бедных, белых, черных. Все катится в тартарары, когда Селин начинает браниться. Юродство и кликушество. Юнгер писал о своей встрече с Селином так: «Битых два часа подряд из него извергалась чудовищная энергия нигилизма. Такие люди слышат одну единственную мелодию, на зато она пронизывает все их существо. Они похожи на стальные машины, которые прут вперед, пока их не выведут из строя».

Зачем все это читать? В необычной манере письма Селина не только причина ненависти многих читателей к автору, но и основная фишка мэтра. Проза и публицистика Селина — это пульсирующий ненавистью и желчью поток сознания. Нигилизм, возведенный в абсолют. Если этот поток вам не близок, если вы понимаете, что вас смывает волной этого человеконенавистнического потопа, то просто отложите книгу. Если же вы по какой-то причине найдете внутреннего родство с этим черным светом и сможете его в себя вместить, то Селин, возможно, станет вашим любимым автором. При всем при этом у Селина просто потрясающее чувство юмора. Над некоторыми страницами я просто непрерывно орал в голос. Мне вообще сложно говорить о Селине и не улыбаться. Почему? Да потому что он круче всех. Слава Луи Фердинанду Селину! Слава Победе! Человечество — хуечество!