Не грози Урюпинску, попивая кофе в Ельцин-центре

В 1996 году на экраны вышел «Не грози Южному централу, попивая сок у себя в квартале». Режиссера фильма Пэриса Барклая до того утомили шаблонные ленты о невыносимой тяжести негритянского бытия, что он снял картину, в которой все стереотипы были бы выкручены на максимум, доведены до абсурда и жестоко высмеяны. Спустя четверть века Кирилл Серебренников решил снять фильм-сюрреалистическое путешествие между мирами живых и мертвых, но по пути вспомнил, что он фестивальный режиссер из РФ. В результате получился «Не грози Урюпинску, попивая кофе в Ельцин-центре».

В своих «Петровых в гриппе» Серебренников монотонно и скрупулезно обнажает все мыслимые и немыслимые грехи глубинных русских. Грубо говоря, все то, что мы уже могли видеть в «Дураке», «Левиафане» или статьях «Новой газеты». При этом свое «исследование» режиссер подает на невыносимо серьезных щах. В итоге из «Петровых» получается не социальная сатира, а кондовая страшилка для не по возрасту впечатлительной россиянской интеллигенции.

Как часто происходит с простенькими фильмами ужасов, центральных персонажей «Петровых» можно описать буквально парой фраз: «заебанная мать-татарка» или там «творческий муж-алкаш». Ну, а персонажам второго и третьего плана вместо личностей, так и вовсе достается набор ругательств: «хам», «расист», «насильник», «уебок», «шлюха», «хабалка», «быдло». Список можно продолжать довольно долго. От такой формальности, как сюжет, Серебренников решил и вовсе отказаться. Зачем нужен сюжет, когда мы показываем УЖАС из жизни малых русских городов.

Забавно, но в свой беспросветный тлен Серебренников периодически вставляет сценки с фантазиями главных героев, словно в сериале «Клиника». Заебанная мать-татарка жестоко расправляется то с русней, не способной правильно произнести ее фамилию, то с мужем-алкашом, а то и с собственным сыном. Так героиня показывает, как тяжело приходится женщине в «патриархальном обществе». К сожалению, ничего изысканнее перерезания горла или забивания кулаками до смерти она выдумать так и не смогла. Даже по части ультранасилия в фильме все очень и очень грустно.

Структурно картина делится на две слабо связанные друг с другом части. В одной демонстрируется современность (хотя какая может быть современность в провинциальном безвременье), в другой же описывается излет советской эпохи. Результаты такого сравнения как всегда неутешительны — русские никогда хорошо не жили и никогда не будут. Хотя бы потому, что любят рассказывать обидные анекдоты про евреев. При этом вычурно приличные люди, по мнению Серебренникова, тоже в нечеловеческих условиях неизбежно озлобятся и оскотинятся. И даже отчаянная попытка эмигрировать на тот свет из кромешного русского ужаса совершенно необязательно окажется удачной.

Хотя «Петровы в гриппе» и лишен художественной ценности, мы можем быть благодарными Серебренникову за возможность взглянуть на мир глазами редактора «Новой газеты». Взглянуть и напомнить себе, почему мнение людей со столь специфическим взглядом на мир, не стоит воспринимать всерьез. В самом деле, зачем грозить Урюпинску, попивая кофе в «Ельцин-центре».