Модернистская Юдифь

Сегодня днюшечка Густава Климта. И это отличный повод вспомнить его соблазнительную Юдифь.

Начнем с того, что библейскую историю Юдифь часто путают или неудачно рифмуют с Саломеей, хотя между ними мало чего общего. Все как раз наоборот.

Изначально Юдифь — это ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ персонаж. Сюжет вполне классический: ассирийцы во главе с Олоферном напали на иудеев. Олоферну приглянулась одна еврейская вдовушка, и он пригласил ее потусить в шатер.

Но дальше все пошло не по плану. Олоферн набухался и отрубился. И тогда благочестивая вдовушка Юдифь отрезала ему башку. Так в очередной раз еврейский народ был спасен.

В европейском искусстве изначально история Юдифь и Олоферна символизировала победу добродетели над пороком. И так было до XIX-го века. Пока до Ветхого завета не добрались немцы и не переосмыслили его в узнаваемом полупорнографическом ключе.

Особый вклад в образ новой Юдифь внес немецкий драматург Фридрих Хеббель. В его пьесе Юдифь превратилась в роковую соблазнительную красотку, отрезающую голову мужикам ради садистского удовольствия.

Ну, а потом пошло-поехало. Именно такую Юдифь и изобразил Климт. Сексуальный контекст тем самым вытеснил из истории всякую добродетель.

Впрочем, модернистская трактовка в наше время куда ближе к реальности. Так что не напивайтесь сильно в шатрах и берегите головы в окружении красоток, дорогие подледники. Возможно, они вам еще понадобятся.