Король и шут

Я как-то писал, что если вы в 12 не слушали КиШ, то у вас не было детства, а если вы слушаете КиШ после 14, то ваше детство несколько затянулось. Впрочем, лучше прожить всю жизнь во вселенной «Короля и Шута», чем «Гарри Поттера». С уверенностью скажу я вам сегодня.

Намедни на «Кинопоиске» вышел сериал Рустама Мосафира (кстати, кто это?) «Король и шут». Создатели сериала определили его жанр как «панк-сказка». И действительно — истории из жизни группы тесно переплетаются с экранизацией ее треков. Вот у Горшка «солдаут» в «Юбилейном», а вот его уже хочет скормить волкам лесник.

Пока вышло лишь две серии, но какие-то общие выводы об увиденном уже можно сделать. Например, о том, что две серии — это непозволительно много, чтобы так и не выстроить повествование. Или о том, что в саму историю, нужно уметь вшивать сюжетные линии. В «Короле и Шуте» сказочная линия вообще почти не рифмуется с биографическими сценами и выглядит уродливым швом, да и еще сшитым белыми нитками.

Традиционная язва российского кино — отсутствие вменяемого сценария — расцветает бутоном в «Короле и шуте». Создателей сериала несет то в 90-е, то в нулевые, то, блядь, в сказочный лес, то к черту на кулички. Изобилие флэшбеков и отсутствие сюжетного каркаса превращают сериал по сути в один большой, но посредственный клип. На выходе получается не панк-сказка, а «Старые песни о главном», где вместо Ларисы Долиной и Льва Лещенко Горшок с Князем.

К слову о касте. Если актер Плотников хоть как-то вывозит главную роль, прилежно ретранслируя пьяного и диковатого Горшка из бесчисленных интервью, то Князь полностью проваливается, как сами знаете что. Мальчик из ВГИКА вместо второго фронтмена КиШа почему-то изображает правильного и мечтательного отличника. Причем изображает даже не на уровне ВГИКа, а на уровне ТЮЗа.

Многих моих коллег отдельно возмутила сцена с карикатурными скинхедами. Друзья, сразу видно, что вы сериал не смотрели и возмущаетесь немного не туда. В «Короле и шуте» ВООБЩЕ ВСЕ герои, помимо собственно Горшка и Князя, это карикатурные персонажи-функции. Панки, скинхеды, менты, другие участники группы. Полноценных героев второго плана там просто нет как вида.

Потому и образы группы и ее времени не склеиваются. Получается некое шапито то ли про сказки, то ли про героин. «Старые песни о главном», которые вряд ли заслужил покойный Горшок.

Ведь на самом деле «Король и шут» был культурным феноменом невероятно пластичного жанра, название которого можно только придумать (фэнтэзи-панк, фолк-рок?). Ключевая фишка КиШа — это невероятная самобытность, что для постсоветской сцены не просто редкость, а краснокнижная редкость. История КиШа — это в первую очередь история удивительного успеха простых питерских парней, которые внезапно решили сочинять сказки и пересказывать их в панк-формате. Как они к этому пришли? Почему это обрело массовую популярность? На эти вопросы сериал даже и не пытается ответить.

Знаете, буквально прошлым летом я наткнулся на зумеров в парке на районе. Ребятам было лет по 15, и они орали «Прыгну со скалы» под дешевое пивко. Так что Горшок не умер, а его вселенная с лесниками, колдунами и людоедами жива и еще долго будет жить. И эта вселенная точно достойна экранизации не меньше (а для русского человека и больше) «Гарри Поттера».

Но, видимо, как-нибудь в другой раз.

Ещё интересное: