Энтео: Священный долг христианина — сопротивляться тирании

Салют! Сегодня специально для читателей проекта «Под лед» заготовлена исключительно эклектичная купель из религиозного акционизма, антибольшевизма и даже либертарианства. Автор нашего издания Свят Павлов взял большое и вдумчивое интервью у Дмитрия Энтео. О точечных люстрациях, особенностях украинской декоммунизации, православном фундаментализме и «божьей благодати» читайте в одном из самых любопытных интервью проекта «Под лед».

Дмитрий Энтео

Свят Павлов: Широкой аудитории вы известны, главным образом, как радикальный православный активист, однако с недавнего времени занимаетесь совсем другой историей, проектом «Декоммунизация». Почему борьба с советским прошлым стала для вас важнее борьбы с «кощунниками» и «богохульствами»?

Дмитрий Энтео: Потому что я чувствую, что это самый важный вопрос современной России. Вопрос того, какие у нас ценности, что нас ждет в будущем. Преступлениям коммунистического режима должна быть дана ясная и четкая оценка, украденная собственность возвращена, а само право собственности утверждено как нечто фундаментальное. Топонимы и объекты монументальной пропаганды не должны прославлять тех, кто напрямую причастен к репрессиям и терроризму. Человеческой жизни должно быть возвращено главенствующее место в нашей иерархии ценностей. Мы все должны осознать, что мы не собственность номенклатуры, осознать ценность своей свободы, взять на себя ответственность за свою жизнь.

Эта тема должна стать общей для людей самых разных взглядов и убеждений, хотя бы потому что на Бутовском полигоне лежат люди разных национальностей, религий, происхождения и социального статуса. И эта национальная память должна стать некой точкой сборки, чтобы это никогда не повторилось.

КОГО ЛЮСТРИРУЕМ?

Свят Павлов: В программе вашего проекта, помимо привычных переименований топонимов и захоронения тела Ленина, есть весьма любопытный пункт о «люстрации должностных лиц советского режима, а также лиц, сотрудничавших со спецслужбами». Учитывая тот факт, что действующий президент России — бывший офицер КГБ, а почти все его ближайшее окружение бывшие члены КПСС или хотя бы комсомола, я правильно понимаю, что вы предлагаете люстрировать примерно всю политическую элиту РФ?

Дмитрий Энтео: Безусловно, нам необходима сменяемость власти. То поколение, которое сегодня не боится защищать свою свободу на улицах и площадях должно сменить серую номенклатурную массу и чекистов с портретами Дзержинского в своих кабинетах. Вообще, очевидно, что не только КПРФ, но и нынешняя «Единая Россия», как впрочем и другие системные партии, это наследники КПСС. Будущее должно победить прошлое.

Свят Павлов: Вопрос в том, коснется ли предлагаемая вами люстрация действующей власти в России?

Акция проекта «Декомунизация» в день чекиста

Дмитрий Энтео: Да, конечно. Главным образом, речь идет о смене поколений и об открытии архивов. Если человек действовал как-то порочно, будучи завербованным в качестве осведомителя КГБ или занимался борьбой с диссидентами и инакомыслием, обслуживал репрессивный аппарат, то, конечно, нужно в отношении него принимать меры. Как это сейчас, например, происходит в Польше. Конечно, это очень тонкий вопрос, но важно, что общество смогло объединиться и сказать: совсем недавно нас убивали, нас доводили до голода и людоедства, нам запрещали верить в Бога и натравливали друг на друга. Если мы это сейчас не сделаем, то в будущем все может повториться в еще более чудовищных формах.

Свят Павлов: И для этого необходима люстрация?

Дмитрий Энтео: Для этого необходима декоммунизация. Слово «люстрация» вообще означает «очищение». А точнее «ритуальное омовение». Мы должны очистить вертикаль власти от наследников класса беспощадных эксплуататоров — номенклатуры, от тех, кто считает, что человек это не цель, а средство. Никто из них не должен иметь возможности заниматься политикой. Их время прошло. И нужен труд не одного поколения, чтобы разгрести последствия их действий.

Свят Павлов: Ни для кого не секрет, что в советское время широко практиковалось внедрение сотрудников органов безопасности и стукачей в церковные структуры. Затронет ли предлагаемая вами люстрация РПЦ? Или речь идет только о светских властях?

Дмитрий Энтео: Я считаю, что все тайное рано или поздно должно быть вскрыто. И если человек имел связи с КГБ или подобными структурами, то это должно стать достоянием общественности. Тут каждый случай индивидуален. Зачастую сам процесс вербовки мог происходить автоматически. То, что у чекистов называется «в темную». Но я в первую очередь за то, чтобы о людях, которые писали доносы, мы узнали.

Свят Павлов: То есть это касается и церковных властей?

Дмитрий Энтео: Да, все тайное должно стать явным. Не важно священник он или чиновник

МОЙ ДРУГ — ТОМАШ МАЦЕЙЧУК

Свят Павлов: Не так давно было столетие расстрела царской семьи, и в очередной раз не обошлось без скандалов. Редактор «Первого канала» и, внезапно, нацбол Тимофей Ермаков выложил в комментах к посту «польского журналиста» Томаша Мацейчука карикатуру на убитого императора Николая II. После волны критики в соцсетях, в том числе с вашей стороны, Ермаков был уволен. Считаете ли вы правильным увольнение сотрудника СМИ по мотиву личных политических убеждений?

Запись Томаша Мацейчука к столетию расстрела царской семьи и комментарий Тимофея Ермакова

Дмитрий Энтео: Речь идет об институте репутации. Если человек работает в государственном медиа, существующем на бюджетные деньги, и при этом оправдывает массовое убийство женщин и детей без суда и следствия, то он должен сменить род деятельности. Эта позиция аналогична тому, как если бы человек начал говорить, что печи Освенцима были абсолютно оправданы. Другое дело, я не считаю, что Тимофей аморальнее пропагандистов с Первого канала. Вернее не он, а его взгляды. Эти люди каждый день льют ненависть на зрителя и всячески оправдывают любой, пусть даже самый преступный, поступок властей.

Свят Павлов: На фоне скандала вокруг комментария Ермакова вы выложили дружескую фотографию с Томашем Мацейчуком, который сам имеет довольно неоднозначную репутацию и в настоящее время депортирован из России. Что у вас общего, за исключением любви к «декоммунизации», с человеком, изображавшим карикатурного польского русофоба в телевизоре?

Дмитрий Энтео: Это мой друг. Последний раз мы виделись недели полторы назад в Польше. Томаш не строит никакой образ. С точки зрения его национального самосознания, он говорит абсолютно правильные и зрелые вещи. На самом деле человек очень любит Россию, это легко увидеть в его постах в интернете. Просто некоторые зачем-то смешивают русофобию и антикоммунизм. Это же абсолютно разные вещи. Томаш часто говорит о белой России, о том, что было в начале XX века. Например, у нас в стране до сих пор четверть населения искренне считает, что польских офицеров расстреляли в Катынском лесу нацисты, а не советская армия. Половина населения России думает, что СССР вступил в войну 22 июня 1941 года, а не в 1939-м году, напав на Польшу. Об этом люди не знают. Мацейчук говорил честные и смелые вещи на федеральном телевидении. Как раз его оппоненты говорили откровенно фашистские вещи. Есть такой термин «красный фашизм», Мацейчук как раз его часто использует. Очень талантливый и смелый человек. То, что ФСБ ему на 30 лет запретило въезд в Россию, это, конечно, позор.

Свят Павлов: А почему человека с такой позицией показывали по федеральным каналам в прайм-тайм, как вы считаете?

Дмитрий Энтео: Чтобы попытаться дискредитировать объективный взгляд на историю, который вступает в жесткое противоречие с пропагандой. Его страна стала жертвой экспансии нацистов и большевиков. Сейчас постоянно происходят скандалы в связи с демонтажем в Польше памятников советским солдатам. Но это памятники, которые не связаны с захоронениями. За реальными захоронениями советских солдат в Польше следят лучше, чем в России. А ведь нападение СССР стоило Польше независимости, суверенитета и более 500 тысяч жизней. Поэтому для Польши национальная память очень важна.

ДЕКОММУНИЗАЦИЯ НА УКРАИНЕ ПРОШЛА УСПЕШНО

Свят Павлов: Если говорить о практике декоммунизации, то, например, на Украине в 2015 году был принят закон о запрете коммунистической символики и пропаганды коммунистической идеологии. Также активно сносятся советские памятники, переименовываются топонимы. Почти все как в вашей программе. Стала ли Украина после масштабной декоммунизации более европейской и прогрессивной страной?

Дмитрий Энтео: Я бы хотел начать с того, что процессы декоммунизации прошли фактически во всех странах Восточной Европы, входивших в зону влияния Советского Союза. Те или иные шаги в направлении декоммунизации происходят даже по сей день. Они происходят в Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Словакии, Чехии, Армении, Грузии, Казахстане. Этим путем прошли все страны Восточного блока, которые попали под оккупацию Советского Союза…

Свят Павлов: Но я спрашиваю именно про Украину.

Дмитрий Энтео: Если возьмем Украину, то в целом там декоммунизация прошла успешно. Хотя там были те или иные перекосы. Но это во многом объясняется тем, что внешняя политика, дипломатия, пропаганда современной России не разрывает преемственности с Советским Союзом. Пока это все существует, то для украинцев понятия «советский» и «русский» не будут разделяться. Конечно, на Украине были особенности, которые местами несли в себе черты именно русофобии.

Демонтаж памятников Ленина на Украине

Свят Павлов: Например, сносились такие «советские памятники», как памятник Кутузову на западе Украины, собирались снести памятник «советскому генсеку» Екатерине II в Одессе.

Дмитрий Энтео: Это они делали напрасно. Но в целом была проведена гигантская работа. В том числе по открытию архивов.

Демонтаж памятника Кутузову в городе Броды

Свят Павлов: А вам не кажется, что та «декоммунизация», которая прошла на Украине поменяла лишь символы, но никак не коснулась действующей власти, которая по своей природе явно не сильно отличается от власти Януковича и его команды?

Дмитрий Энтео: Да, к сожалению гражданское общество на Украине не смогло создать механизмы защиты своих конституционных свобод и на деле произошло не столько освобождение, сколько ротация номенклатурных элит. Украине нужно время. И главное нужно оставить ее в покое. Я могу сказать, с чем я не согласен. Сейчас Голодомор сделан точкой сборки украинской нации. Это правильный и важный шаг. Масштаб катастрофы невозможно переоценить. И сегодня доподлинно известно, что речь шла об осознанном акте стратоцида крестьян как класса, со стороны советской партийного руководства, людей довели до людоедства. По самым минимальным расчетам погибли 8,5 миллионов человек.

Свят Павлов: Так Голодомор был не только на Украине, но и в России.

Дмитрий Энтео: В том-то и дело, что он был в Поволжье, на Дону, в Казахстане, на Кавказе. Советская власть уничтожала крестьянство как класс, потому что именно в нем она видела угрозу своей тирании. При этом Украина сейчас представляет эту историю как репрессии русских против украинцев. А это были репрессии советских против русских, украинцев и других народов. Вот это мне в их декоммунизации не близко. Конечно, нынешней Украине трудно. Декоммунизация там проходит в страшных условиях. На территории страны гражданская война, огромные ресурсы идут на войну. Им очень тяжело, потому что огромной части своей территории Украина лишилась из-за агрессивной внешней политики России. Я считаю, что если в России пройдет декоммунизация, то это поможет в какой-то мере залечить страшную рану в отношениях русских и украинцев. Произошла большая трагедия, но все равно мы всегда исторически с ними (украинцами — ред.) были рядом, а одно время и вовсе были одним. Просто Россия должна признать право украинцев на самоопределение…

Свят Павлов: В таком случае не должна ли Украина признать право на самоопределение Крыма и Донбасса?

Дмитрий Энтео: После Второй мировой войны была создана система международной безопасности, позволяющая нам избегать масштабных военных конфликтов…

Свят Павлов: Я думаю, скорее дело в ядерном оружии.

Дмитрий Энтео: Большинство стран мира отказались от экспансии.

Косовские албанцы

Свят Павлов: Главная проблема тут в том, что право народов на самоопределение очень часто вступает в конфликт с принципом суверенитета. Можно привести массу примеров.

Дмитрий Энтео: Нужно всегда начинать с тех, кто первыми решил взять чужое.

Свят Павлов: Вы сейчас говорите о России?

Дмитрий Энтео: Вопросы Крыма и Донбасса нужно разделять. Крым попал действительно под украинскую юрисдикцию совершенно случайно. Тем более Крым экономически был завязан на России, там были русские деньги, фактически он принадлежал русскому бизнесу. В этих условиях в XXI веке нужно захватывать рынки инвестициями, конкурентоспособными товарами и услугами, а не территории танками и штыками. Нужно было экономически интегрировать Крым. Он должен был стать мостом между нашими народами, а стал непреодолимой стеной. Просто кто-то захотел на грудь медаль, захотел остаться в истории. А что касается Донбасса, то там процессы были совершенно искусственные, главным образом, они были инспирированы российской стороной.

Свят Павлов: В Донбассе, как и в Крыму тоже проходил референдум. С тем же самым результатом.

Референдум на Донбассе о статусе региона

Дмитрий Энтео: Думаю, в случае с Донбассом главную роль сыграли российские пропагандисты, диверсионные группы и силовые структуры. Это процесс, полностью инициированный российскими властями. В итоге наша страна стала мировым изгоем. Нам перестали доверять наши партнеры. Некогда процветающий город превратился в руины. Конечно я не в коем случае не оправдываю военные преступления Украины, но все мы знаем с чего все началось.

Свят Павлов: Хорошо, у меня последний вопрос по Украине. Будучи воцерковленным православным человеком, как вы относитесь к перспективе автокефалии Украинской православной церкви? Считаете ли вы Украинскую церковь раскольниками или поддерживаете их требование независимости от РПЦ?

Дмитрий Энтео: Мое личное мнение в том, что нужно преодолеть трагедию церковного раскола на Украине. Мне хочется, чтобы на Украине было христианское единство в рамках Вселенского Православия. Поэтому, наверное, стоит пожертвовать долей своей власти Русской Православной Церкви. Если их автокефалия гарантирует единство Киевского и Московского патриархата на Украине, то это будет только лучше для всего православного мира.

В настоящий момент на Украине существует три православных церкви: относительно малочисленная автокефальная церковь (митрополит Макарий — фото 1), Московский патриархат (митрополит Онуфрий — фото 2) и Киевский патриархат (патриарх Филарет — фото 3).

КУДА ДЕЛАСЬ «БОЖЬЯ ВОЛЯ»?

Свят Павлов: К слову о расколах, в октябре 2017 года ваша соратница по православному движению «Божья воля» Мила Одегова заявила о вашем исключении из организации в связи с дружбой и проведением совместных акций с «богохульницей» из Pussy Riot Марией Алехиной. Чем сейчас занимается «Божья Воля» и поддерживаете ли вы связь с вашими бывшими соратниками?

Дмитрий Энтео: Акций «Божьей воли» нет уже давно, где-то года три. Наверное, последняя акция была против «пакета Яровой» (2016 год — ред.). Она проводилась около Соловецкого камня. По замыслу акции, двое полицейских задерживают молодого человека с Библией и начинают душить пакетом, на котором написано «Пакет Яровой». Акция была направлена в защиту религиозных прав граждан, а также цифровых свобод.

Свят Павлов: То есть, а сейчас «Божьей воли» не существует как организации?

Дмитрий Энтео: Конечно. Понимаете, «Божья воля» просуществовала пять лет. Это был яркий и сложный проект, который провел множество самых разных мероприятий и акций. На мой взгляд, он сделал свое дело именно в тот момент, когда это бы очень важно и нужно. Сегодня я иду дальше. Оглядываться назад времени нет.

Свят Павлов: Назовите три акции «Божьей воли», которыми вы гордитесь.

Дмитрий Энтео: Было очень много акций, я уже сам помню далеко не все. Конечно, стоит это все переосмыслить, само явление, когда акционизм становится правым и религиозным. Было много всего интересного. Я горжусь всеми пролайф-акциями, было много сильных и яркие действий, могу вспомнить штурм музея Дарвина или выход на сцену МХТ имени Чехова, когда в момент спектакля Богомолова, когда «священник-педофил» молится на обнаженную женщину подвешенную на сцену, символизирующее Распятие под песню про акт некрофилии. Горжусь последней, потому что мы призвали зрителей сделать нравственный выбор прямо сейчас и по свидетельству продюсера Александра Чепарухина, который смотрел спектакль в зале, значительная группа зрителей зал тогда покинула.

МИНКУЛЬТ НАМ НЕ НУЖЕН

Свят Павлов: Как вы сейчас относитесь к одной из ваших самых громких акций, так называемый «погром» в Манеже в 2015 году?

Погром выставки в Манеже активистами движения «Божья воля»

Дмитрий Энтео: Проблема достаточно глубокая. В первую очередь она связана с государственным финансированием современной культуры. Которая иногда крайне противоречивая и часто паразитирует на священных темах и символах. И это все делается на наши налоги. При этом может полностью противоречить моим религиозным убеждениям. Я считаю, что Минкульт вообще не нужен. Нужен государственный фонд по сохранению культурного наследия, а все остальное должно быть приватизировано и конкурентоспособно. Сейчас происходит немало скандалов с расходованием бюджетных средств в области культуры.

Свят Павлов: Вы имеете в виду историю с Кириллом Серебренниковым?

Дмитрий Энтео: С Кириллом Серебренниковым. Я считаю, что если ты художник и берешь деньги у государства, то ты берешь деньги из карманов других людей, которые не факт, что захотят покупать билет. Это аморально по определению. Нельзя ставить свои культурные эксперименты за чужой счет. Можно привести пример Звягинцева, который свой последний фильм «Нелюбовь» снял полностью без привлечения бюджетных денег

Свят Павлов: А предпоследний фильм «Левиафан» он снял с привлечением бюджетных денег.

Дмитрий Энтео: Мне фильм «Нелюбовь» очень понравился. Очень смелый шаг с его стороны, потому что это фильм на самом деле о войне. На мой взгляд, он получился таким сильным, потому что делал его не за чужие деньги.

МЫ ПРИВЕЛИ В ЦЕРКОВЬ МОЛОДЕЖЬ

Свят Павлов: Ваши оппоненты времен «Божьей воли» называли вас «гением антиклерикальной пропаганды». Не кажется ли вам, что ваши тогдашние акции могли иметь обратный эффект и оттолкнуть многих людей от веры и церкви?

Активистки «Божьей воли»

Дмитрий Энтео: На самом деле с нами началась молодежная повестка в церкви. При этом она не была наполнена каким-то официозом, это была живая история молодых и искренних людей. Многие вещи люди услышали. Например, то, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия, что область сакрального нужно защищать, что есть ценности выше, чем государство или потреблядство. Они услышали, что наш мир может иметь еще и духовное измерение, и человеческую жизнь оно может наполнить новыми смыслами.

Свят Павлов: Другими словами, вы смогли привести в церковь молодежь?

Дмитрий Энтео: Да. Несмотря на то, что в мире происходят глобальные изменения, цифровая революция, есть ценности, которые остаются в веках. Они необходимы как всему обществу, так и каждому человек отдельно. Из христианских ценностей соткана наша великая западная цивилизация, наша великая культура, система права, понимание ценности человеческой личности. Культурный марксизм пытается расщепить эти ценности и уничтожить эту систему. Но уничтожая христианские ценности, мы в первую очередь уничтожаем себя.

Свят Павлов: Если резюмировать то, что вы говорите, получается, что с помощью правого религиозного акционизма вы пытались привлечь внимание к этой проблеме?

Дмитрий Энтео: Пусть каждый оценивает сам. Но мой взгляд, мы проделали огромную уникальную работу. Да, иногда пусть несколько нелепо или комично. У нас тоже была самоирония. Но с тех пор мир изменился очень сильно. Сменилась политическая повестка, пространство личных свобод начало сужаться. Еще в те времена («Божьей воли» — ред.) я интересовался проблемой исторической памяти. Мы, например, тогда делали акцию против памятника Дзержинскому в Музеоне. Кидали гвоздику в лоб памятника на могиле Сталина, когда к нему выстроилась вереница паломников с гвоздиками, или обличали безумие пришедших поклониться мумии Ленина с красной краской на руках. В конечном счете я пришел к выводу, что борьба с большевистским наследием — самое главное, может объединить людей и создать фундамент новой России.

Свят Павлов: Несмотря на агрессивный и вызывающий характер многих ваших акций, я нашел, что за все время активной деятельности «Божьей воли» вы один раз получили административный арест 10 суток (за погром в Манеже в 2015 году) и еще раз вас оштрафовали на 1000 рублей. И это в стране, где можно получить реальный срок за репосты…

Дмитрий Энтео: К административной ответственности я привлекался десятки раз. Меня судили за акцию против «пакета Яровой», о который мы сегодня уже говорили. Совсем недавно меня осудили за акцию в поддержку Telegram (в апреле 2018 года Энтео и Мария Алехина пускали бумажные самолетики в защиту Telegram у здания ФСБ на Лубянке — ред.) к 100 часам обязательных работ. До этого мы с Машей Алехиной провели в клетке двое суток до суда.

Акция в поддержку Мессенджера Telegram Дмитрия Энтео и Марии Алехиной

Свят Павлов: Вы планируете выполнять обязательные работы?

Дмитрий Энтео: Я пока решаю. Но там немного пространства для маневра. Самое смешное, что меня осудили непонятно за что. Это не подпадало ни под какую статью. Там не было никакой несанкционированной акции, просто бумажные самолетики. В итоге меня осудили за «организацию одновременного пребывания граждан». Это какая-то оруэлловщина. Мне очень жаль тратить свое время на эти обязательные работы.

ПОКОЛЕНИЕ ПЕЛЕВИНА

Свят Павлов: Мне бы тоже было жаль. В своих интервью вы неоднократно рассказывали, что пришли к вере далеко не сразу. До вашего воцерковления, вы увлекались разновидностью тибетского буддизма Карма Кагью. Впоследствии вы назвали это направление сектой. Что это такое и как это связано с рейвами и дарк-трансом?

Кармапа XVII — духовный лидер традиции Карма Кагью во время визита в Москву

Дмитрий Энтео: Мне сейчас 30, тогда мне было 16−18 лет. Это были времена искреннего духовного поиска. Мы были поколением Пелевина. Конечно, современная молодежь уже не очень понимает, что такое рейвы и дарк-транс. В основе всего этого лежала идея духовного роста и духовного самосовершенствования. Индуизм, необуддизм. Смесь самых разных эзотерических взглядов. Такая карма-кола. Естественно, я этим интересовался. Мы с друзьями ездили на фестивали. Играли музыку, которая связана с этим. Психоделик-транс, разная этническая музыка.

Свят Павлов: И в один прекрасный день, как вы рассказывали в одном из интервью, гуляя по Тропаревскому парку, вы впервые ощутили «божью благодать».

Дмитрий Энтео: Да, я как и многие люди в итоге пришел к христианской вере. Воцерковление — это процесс. Я читал Евангелие и очень глубоко осознал, о чем там идет речь. Я понял, что это все тесно связано с моей жизнью и с тем, что у меня есть. Что у всей красоты, которая нас окружает, у каждого атома есть один Творец.

Свят Павлов: Вы до сих придерживаетесь концепции младоземельного креационизма и верите в то, что планета Земля была создана 7,5 тысяч лет назад, а не 4,5 миллиарда?

Дмитрий Энтео: Я считаю, что сциентизм, обожествление науки не дает движения вперед. Многие квазинаучные гипотезы, которые нельзя доказать с помощью эксперимента, нам навязываются как догмы без альтернатив. Мне это не нравится. Люди зачастую верят ученым как к каким-то жрецам. В том числе любым недоказанным теориям. Например, такой американский философ науки Томас Кун много писал о том, что мы в плену современной научной парадигмы. Или Пол Фейерабенд. При этом наука, как и церковь, должна быть отделена от государства. Иначе наука перестает быть наукой и становится частью государственной пропаганды. Плюс научное сообщество крайне авторитарно. Сейчас влиятельность того или иного ученого зависит от числа публикаций в научных изданиях. Число этих изданий ограничено. Они ведут определенную политику. Если говорить о креационизме, то он сейчас полностью подвергается цензуре со стороны строго иерархичного научного сообщества. Рекомендую всем посмотреть фильм «Ахиллесова пята Эволюции», факты приведенные там заставляют усомниться в текущей научной картине мира, а научный авторитет учёных, чьи мнения там приведены не позволят от них отмахнуться.

ВСЯКАЯ ЛИ ВЛАСТЬ ОТ БОГА?

Свят Павлов: Я вас услышал. Вы согласны с утверждением, что всякая власть от Бога?

Дмитрий Энтео: В философском смысле можно, конечно, порассуждать…

Свят Павлов: В библейском смысле.

Дмитрий Энтео: Мы можем говорить, что Бог управляет ходом истории через прямые действия или попущения. Конечно, я считаю, что нельзя оправдывать любую власть. Ни один адекватный христианин никогда не скажет подобного. Более того христиане как никто другой должны осознавать идею свободы и бороться с тиранией. Ценность человеческой свободы вытекает из христианского понимания ценности личности.

Свят Павлов: В сети есть видео, где вы на Болотной площади в 2012 году читаете протестующим послание апостола Павла Римлянам, где говорится, что всякая власть от Бога. Дальше вы говорите, что власть Путина и Суркова от Бога и отвечать им перед Богом, а гражданам нужно не предъявлять претензии власти, а заниматься духовной работой над собой.

Дмитрий Энтео: Все нужно воспринимать с правильной интонацией. В этом случае мною двигало желание поговорить с молодежью, привлечь ее внимание. И естественно там было место иронии. В первую очередь я хотел рассказать, что чем дальше мы уходим от христианского базиса, от христианской морали, тем меньше свободы у нас становится. Что пока мы сами совершаем нравственные преступления, нам придется терпеть преступную власть. Такой декаданс морали часто является предвестником катастрофы.

Свят Павлов: То есть все же не всякая власть от Бога?

Дмитрий Энтео: Конечно. Священный долг христианина — сопротивляться тирании. И христиане этим занимались на протяжении всей истории. Чем и сейчас должны заниматься христиане. Что мы видим в России? Что ФСИН превращается в ГУЛАГ. Постоянно проходит информации о пытках и издевательствах на зонах.

Свят Павлов: В одном из прошлых интервью мы как раз об этом говорили с «Комитетом против пыток».

Дмитрий Энтео: Это очень важная и правильная работа. Сегодня общество должно чувствовать консолидацию. Нужно стоят друг за друга даже людям разных взглядов. Иначе государственная машина нас всех перемолет без остатка. Долг христианина — сопротивляться этому.

ГЛАВНОЕ — ЭТО ЛЮДИ, А НЕ ВЗГЛЯДЫ

Свят Павлов: У меня как раз остался последний христианский вопрос. Как для себя вы разрешили проблему теодицеи (богооправдания)? Как Бог может быть одновременно всемогущим и всеблагим?

Дмитрий Энтео: Бог — это абсолютное добро. Его воля — есть благо. По христианскому учению, зло получается из-за злоупотребления человеком свободой воли, которой его наделил Бог. Зло порождает человек. Если бы люди соблюдали Божьи законы, то многих исторических катастроф можно было бы избежать.

Свят Павлов: Получается, что во всем виноват сам человек. Хорошо. Я давно следил за вашей деятельностью. И мне всегда было любопытно, как человек ваших взглядов оказывается вполне рукопожатным в либеральной или антиклерикальной среде? Вы становитесь героем репортажей Варламова о дне ВДВ, общаетесь с нацболами и участвуете в антифашистских маршах. Как это вообще возможно?

Дмитрий Энтео: Так главное — это люди, а не взгляды. У меня много близких людей совершенно противоположных взглядов. Важно находить точки соприкосновения и быть искренним. Те же самые нацболы. Казалось бы, мы для них идеальный враг — «белые», либертарии, топим за рыночек. Но мы с ними каждое воскресенье играем в футбол,

Свят Павлов: Команда нацболов против команды «Декоммунизации».

Дмитрий Энтео: Глава московского отделения Ольга Шалина — мой хороший друг. Она удивительный и прекрасный человек. Да, у нас радикально разные взгляды на историю, политику. Но мы можем находить точки соприкосновения. Я носил ей передачи, когда она сидела в клетке изолятора, а она носила их мне, когда я со своими друзьями сидел там. Я ее очень ценю и люблю. Нужно строить мосты, а не стены. Это очевидно.

Свят Павлов: Если говорить о строительстве мостов, то Энтео образца 2018 года может пожать руку гомосексуалисту?

Дмитрий Энтео: Да, вполне. Главное — это человек. Нам нужно учиться видеть в других не либералов и гомосексуалистов, не правых и левых, а в первую очередь людей. Меня не интересует личная приватная жизнь…

Свят Павлов: А если речь идет не о личной приватной жизни, а о ЛГБТ-активизме?

Дмитрий Энтео: Я разделяю людей с личными гомосексуальными пристрастиями, которые принимают их, или быть может преодолевают, и радикально левую политическую организацию, которая на самом деле нисколько не представляет интересы этих людей. Любая область интимного должна быть приватной и скрытой от чужих глаз, что присуще западной цивилизации. Я думаю, что гомосексуалисты прекрасно себя чувствуют и без всякого ЛГБТ-активизма.

Свят Павлов: То есть никакие каминг-ауты, на ваш взгляд, им не нужны?

Дмитрий Энтео: Давайте вот любители БДСМ или копрофилии будут делать каминг-ауты и требовать уважения к ним. Это смешно. С другой стороны, труды ученого для меня не станут менее весомыми, если я узнаю о его нетрадиционной ориентации.

ЗА СЧЕТ ЧЕГО ЖИВЕТ ГРАЖДАНСКИЙ АКТИВИСТ?

Свят Павлов: Я понял вашу нынешнюю позицию. За счет чего вы живете?

Дмитрий Энтео: По-разному. Я разделяю то, что делаю лично и публично, потому я бы хотел этот вопрос преодолеть. Могу только сказать, что в проект «Декоммунизация» я и мои друзья вкладываем свои собственные деньги. Дело здесь и сейчас для меня важнее всего. Ну, а так доходы разные. Недвижимость например.

Свят Павлов: Квартиру сдаете?

Дмитрий Энтео: Есть и другие источники доходов. Бог не оставляет в этом смысле.

Свят Павлов: Хорошо, когда так. Давайте перейдем к блицу. Назовите три книги, кроме Библии, которые обязан каждый прочитать каждый русский человек.

Дмитрий Энтео: «Архипелаг Гулаг» Александра Солженицына, книга фронтовика Астафьева, если я не ошибаюсь, «Прокляты и забыты» («Прокляты и убиты» — ред.). Ну и еще Варлам Шаламов «Колымские рассказы».

Свят Павлов: Три лучших правителя в истории России?

Дмитрий Энтео: Я думаю, что это Александр II, Николай II и Борис Ельцин.

Свят Павлов: Плуг или меч?

Дмитрий Энтео: Меч.

Свят Павлов: Империя или республика?

Дмитрий Энтео: Республика.

Свят Павлов: Православный эфиоп или русский атеист?

Дмитрий Энтео: Православный эфиоп.

Свят Павлов: С нами был Дмитрий Энтео. Спасибо за интервью.

Дмитрий: Спасибо вам. Какие-то сложные у вас вопросы.

Свят Павлов: У нас так всегда.