Cегодня день рождения бесконечно наблюдательного французского философа Жана Бодрийяра, научившего всех нас жить с широкого открытыми глазами и показавшего извилистый путь из матрицы. Мыслителю мог стукнуть 91-й год, однако он уже взял последний бастион реальности и умер 13 лет назад.
Тем не менее, Бодрийяр успел нам рассказать немало любопытного о духе вещей, представляющих этот мир. Во-первых, благодаря ему мы узнали много нового о природе потребления. Причем не как об экономической категории или функции удовольствия, а скорее единице социальной жизни общества. По вопросу потребления (и не только) концепция Бодрийяра оказалась куда тоньше и изящнее хрестоматийного марксизма. Именно бодрийяровская глубина измерения общества потребления может завораживать не в меньшей степени, чем там самая ницшеанская бездна.
Во-вторых, Бодрийяру удалось всерьез переосмыслить современность через понятия гиперреальности, основанное на симуляции и социальной игре. Согласно философу, большинство феноменов актуального мира представляют собой не более чем батаевские симулякры, безликие копии, не имеющие реального аналога. Деньги — симулякр, общественное мнение — симулякр. Вероятно, что ваш хуй или пизда тоже симулякр. Ведь в обществе потребления труд нужен не для (вос)производства, а исключительно ради социализации. Все мы живем в мире грез и фантомов, а чтобы по-настоящему пробудиться, нет, нам не нужно вытаскивать из себя шланги с присосками — достаточно просто умереть.
Идея смерти у Бодрийяра особенно ослепительна и не может не впечатлить нас, русских шатунов. Ведь только смерть не имеет потребительной стоимости, а потому особенно ценна в эпоху массовой утраты реальности. Спасибо наблюдательному французу, что лишний раз напомнил об этом миру. Ведь быть мертвым — это нормально.