Антирасемон

«Последнюю дуэль» кинокритик Всея Руси Антон Долин назвал «очень реалистичным фильмом», за что и был справедливо послан на хуй Ридли Скоттом. С тех пор уже неделю Долина утешают в рот всем «Фейсбуком», но картина от того реалистичнее не становится.

Начнем с того, что даже название The Last Duel прямо ошибочно. Между рыцарями де Карружем и Ле Гри в 1386 году произошла не дуэль, а именно судебный поединок — вид ордалии («Божьего суда»). Разница в том, что судебный поединок — это вид разрешения судебного спора, берущий свое начало еще в обычном праве древних германцев («хольмганг»). У русских тоже была подобная практика, называлась «поле». И да, последняя дуэль (именно дуэль) во Франции произошла в 1967 году (!!!).

Я не буду подробно разбирать костюмы и оружие, представленные в фильме. Замечу лишь, что они вызвали самое обильное глазное кровотечение у историков и реконструкторов. Так средневековые люди не одевались. Так одевались разве что инопланетные бомжи. Однако остановимся на самой истории.

Так что произошло в действительности между уважаемыми рыцарями Жаном де Карружем и Жаком Ле Гри? Скандальная история довольно подробно описана в «Хронике» средневекового историка Жана Фруассара, «Хронике Сен-Дени» и массе других источников. И история действительно крайне увлекательная и вместе с тем не менее запутанная.

В общем жили-были в Нормандии два прославленных кореша де Карруж и Ле Гри. Дружили они много лет, да не просто дружили — Ле Гри был крестным отцом сына де Карружа (от первого брака). Однако умер их общий сюзерен, а новый граф Алансона Пьер II приблизил к себе Ле Гри и одарил его землями. Карруж, напротив, оказался в опале и трижды (!!!) судился со своим сюзереном (!!!) из-за земли. Все процессы Карруж проиграл, заслужив при этом сомнительную репутацию сутяжника и скандалиста. Самое любопытное, что интересы графа Алансона в суде представлял Ле Гри. С тех пор отношения закадычных друзей и родственников испортились окончательно.

И тут молодая жена Карружа Маргарита ВНЕЗАПНО обвинила Ле Гри в изнасиловании (пока Карружа не было в замке). При этом никаких следов насилия и свидетельских показаний, кроме слов самой Маргариты, не было. Понятное дело, что и так обозленный на Карружа граф Алансона ей не поверил. В итоге после долгой тяжбы решено было провести судебный поединок, чтобы сам Бог определил правого и виноватого. К тому моменту обоим героям истории было за 50 лет (Маргарите 20 с небольшим). Карруж был куда более опытным воином, чем Ле Гри, и имел за плечами множество кровавых кампаний. В ходе поединка Ле Гри закономерно погиб. При этом даже при смерти Ле Гри заявил о своей невиновности.

Была ли на самом деле изнасилована Маргарита, достоверно неизвестно до сих пор.

О чем же поведал в фильме про легендарный поединок Ридли Скотт? Об ужасах средневекового патриархата и системном угнетении женщин, конечно. О чем же еще рассказывать в 2к21!

При этом сэр Ридли взял за основу довольно сложную структуру повествования в духе великого «Расемона» Акиры Куросавы. Как известно, «Расемон» является экранизацией рассказа Рюноскэ Акутагавы «В чаще», где одно и то же событие описывалось с точки зрения разных персонажей, а объективной истины по сути не существовало вовсе. Благодаря такой структуре «Расемон» сумел совершить натуральную революцию в кинематографе, а самого Куросаву покрыть вечной славой.

К сожалению, никакой революции Ридли Скотту совершить не удалось. Более того, даже просто эффектно повторить замысел Куросавы не вышло. Герои «Последней дуэли» рассказывают буквально одну и ту же историю, лишь добавляя детали. Причем интонационно понятно, что правдивая история только одна — Маргариты. Несчастной девушки, ставшей заложницей спора между насильником и мерзавцем Ле Гри и быдлом и идиотом де Карружем. Не просто акценты, но и все выводы режиссер делает за зрителя. В конечном счете получился натуральный «Антирасемон» о тяжелой женской доле в жестоком мире порочных хуемразей (на деле речь шла о богатой аристократке, изнасилование которой не доказано до сих пор).

Правда, очень жаль, что сэр Ридли забыл упомянуть и о тяжелой мужской доле в Средневековье. Ведь даже победителя Карружа спустя десять лет убили турки при Никополе. И их с Маргаритой сына (очаровательный пацанчик из финальной сцены) Робера тоже убили, но уже англичане при Вернее. То есть, вообще всех мужских героев в реальности убили. Такое вот угнетение.

По итогу феминистская притча Ридли Скотта на 100 миллионов долларов полностью провалилась в прокате. Видимо, реалистичность фильма, кроме Антона Долина, не оценил никто. Да и художественные достоинства тоже.