Считается, что традиция — это какая-то норма поведения, которая пришла к нам из бесконечно далекой и почти всегда святой древности.
Но на самом деле традиции могут создаваться здесь и сейчас, отражая те метаморфозы, которые происходят в обществе.
Один из самых популярных памятников на Ваганьковском кладбище принадлежит известной уголовнице Соньке Золотой Ручке (Софья Блювштейн). К ней, как и к Есенину, не зарастает народная тропа.
Все истории, связанные с этим захоронением, предельно загадочны. Во-первых, это кенотаф. Никакой Соньки там не лежит. Знаменитая воровка умерла на каторге на Сахалине в начале XX-го века. А кто там лежит на самом деле — непонятно. То ли дочь мецената, то ли любовница купца, то ли вообще никого.
Во-вторых, непонятно, куда делись голова и руки. На этот счет существует масса версий. По одной из них голову нечаянно оторвал пьяный вор в законе, который хотел поцеловаться с памятником Соньки.
Тем не менее, место не перестает быть популярным и по сей день. В 90-е — начале нулевых туда совершали паломничество бандиты, которые оставляли записки, где просили у Соньки «фарту и масти». Некоторые свои просьбы писали прямо на памятнике.
В нулевые — десятые ситуация несколько изменилась. К кенотафу стали приходить молодые девушки, которые просили себе богатого мужа. Ирония истории в том, что у самой Соньки было много мужей, но это были никакие не миллионеры, а еврейские шулеры, воры и грабители.
Недавно я зашел проведать Соньку. Как и всегда, рядом с памятником лежало несколько записок. На этот раз помощи просили не уголовники и даже не девушки, а солдаты. Мол, Сонька, помоги живым вернуться с фронта.
Вот так радикально за последние 20 лет поменялась одна московская традиция.